Маркетинг Рынок сотовых телефонов России в первом

Маркетинг Рынок сотовых телефонов России в первом

Маркетинг. Рынок сотовых телефонов России в первом полугодии 2011 года. Оценки Владимира Богданова

В первом полугодии 2011 года в России на первичном рынке розничных продаж было продано 17.5 млн сотовых телефонов, что на 9.6% больше продаж 1H2010. Это самое большее количество сотовых телефонов, проданных за первое полугодие в России.

Всего за время существования сотовой связи на территории России на конец 1H2011 количество проданных в рознице сотовых телефонов составило около 290 млн штук.

Объем первичного рынка розничных продаж сотовых телефонов в России в 1H2011 составил 72.3 млрд рублей, что на 9% больше объема рынка сотовых телефонов в 1H2010.

Средняя цена проданного в рознице сотового телефона в 1H2011 составила 4130 рубля, что на 30 рублей меньше цены сотового телефона, проданного в 1H2010.

Интригой 2011 года на розничном рынке продаж сотовых телефонов явился конфликт между компаниями — лидерами рынка. При этом лидер рынка перекупил у арендодателей за 1H2011, по данным компании, более 440 лучших салонов вице-лидера. Интересно посмотреть как это отразилось на рынке и лидерах.

На диаграммах 3 и 4 показана динамика количества салонов компаний за 2009 — 2011 годы и за 2011 год.

Из этих диаграмм видно, что обещанной лидером рынка стагнации вице-лидера (по крайней мере по количеству салонов) не произошло и компании продолжали устойчиво развивать свои сети. То есть несмотря на перекупку у арендодателей лидером более 440 салонов (по заявлению компании-лидера), количество салонов у вице-лидера стабильно росло в 2011 году. И компании увеличили количество салонов в российской сети за полгода: Евросеть — примерно на 190 салонов, Связной — примерно на 230 салонов. То есть, несмотря на перекупку салонов лидером, вице-лидер не только скомпенсировал потери, но и нарастил количество салонов в своей сети.

На диаграммах 5 и 6 приведена динамика количества продаж сотовых телефонов лидерами рынка за 2009-2011 годы.

Из этой диаграммы видно, что рост количества продаж в 1H2011 году в Связном был менее стремительным, чем рост в Евросети, но он был. И меньший рост мог определяться малым временем на раскрутку большого числа новых салонов. А это значит, что только во втором полугодии можно будет более точно судить о результатах реплейсмента салонов.

На диаграмме 7 приведена динамика выручки от продаж сотовых телефонов лидерами рынка в 1H2011.

Из этой диаграммы видно, что выручка от продаж сотовых телефонов компанией Евросеть за 1H2011 выросла на 10% (по линейной регрессии), а компанией Связной — снизилась на 8% (по линейной регрессии). Но с учетом роста количества продаж в этот период у компании Связной, это можно объяснить более резким падением средней стоимости сотового телефона у Связного за этот период относительно средней стоимости в январе (Связной — падение в июне 2011 относительно января — 17%, Евросеть — 12%). При этом средняя стоимость сотового телефона у Связного выше, чем у Евросети (диаграмма 8), хотя к концу полугодия компании практически сравняли средние цены.

На диаграммах 9 и 10 приведена динамика удельных продаж сотовых телефонов на 1 сало компаний.

Из диаграмм 9 и 10 следует, что салонные изменения принципиально не повлияли на характер соотношения удельных продаж лидеров, однако разница в их значениях в 1H2011 несколько сократилась (диаграмма 11).

Итоги и выводы:

Доля по количеству розничных продаж сотовых телефонов на первичном рынке в России у лидеров в 1H2011 составила: