Владимир Хотиненко «Будущее России я вижу в прошлом»

Владимир Хотиненко «Будущее России я вижу в прошлом»

Владимир Хотиненко: «Будущее России я вижу в прошлом»

В Латвии в рамках ежегодного кинофестиваля Балтийская жемчужина состоялся премьерный показ 20 фильмов, созданных кинематографистами разных стран мира. Среди российских кинолент был показан новый художественный фильм Владимира Хотиненко «Наследники». На премьерный показ фильма его режиссёр специально приехал в Ригу.

Первый показ «Наследников» состоялся минувшим летом на Московском кинофестивале, второй в Риге. Зал бывшего кинотеатра «Рига», которому в новые времена было возвращено его первоначальное название – Splendid Palace, был заполнен до отказа. После сеанса зрители встретили популярного режиссёра громкими аплодисментами. Он был явно взволнован таким тёплым приёмом и даже не скрывал этого, поскольку, по его словам, хотя по счёту это уже 25-я его картина, но на этот раз она получилась совершенно не похожей на то, что он делал ранее. Поэтому живая реакция зрителей была особенно важна для автора.

Владимир Хотиненко рассказал, что первоначально собирался делать фильм к 700-летнему юбилею Сергия Радонежского, который широко отмечался в России в прошлом году. Но по ходу дела замысел кардинально поменялся, даже название с «Сергия Радонежского» было изменено на «Наследники». Да и сама картина – это, скорее, не художественный фильм, а ток-шоу, в котором мы видим и то, что нам хотят показать телережиссёры, и то, что творится в закулисье, и даже то, что спрятано за душой у действующих персонажей.

В картине много аллегорий, хотя, как уверяет автор, никаких аллюзий и прототипов специально он не задумывал. Участники ток-шоу – историк, политолог, патриот, детский врач, оперная певица, монах – представляют определённый срез общества. На первом же показе в Москве в политологе, которого играет Анатолий Белый, многие увидели министра культуры РФ Владимира Мединского. Режиссёр рассказал, что он лично с ним связался, чтобы внести ясность в недоразумение. Министр оказался человеком, не лишённым юмора и иронии, и всё правильно понял.

– Я обнаружил простую вещь – не так много людей знают, кто был такой Сергий Радонежский, – говорит Хотиненко. – Мы сняли несколько интервью, расспрашивая о нём прихожан у церквей, частично эти фрагменты вошли в фильм. В основном люди отделывались общими словами – да, был такой святой на Руси, покровитель земли русской и т. п. Даже люди воцерковленные далеко не все знали историю о том, как священники и простые люди прятали голову Сергия Радонежского от поругания. Историки спорят, благословлял ли он Дмитрия Донского на битву на Куликовом поле или это была другая битва, даже дата его рождения и та подвергается сомнению. Но для нас гораздо важнее не дата, а историческая правда, хотя и это очень условное понятие. Для меня мир сильнее исторической правды. Иногда важнее всего правда чувства, когда мы не знаем, почему, но мы чувствуем: это и есть правда. Я думаю, посмотрев нашу картину, люди узнают много нового про Сергия Радонежского, хотя это не биографический и не документальный фильм.

На творческой встрече режиссёр рассказал, как в процессе съёмок менялся ракурс картины и идеи. В выбранном жанре ток-шоу можно было обсуждать самые разные животрепещущие темы, спорить, высказывать любые версии, что с успехом и делают главные герои. Уже на первых репетициях оказалось, что снимать кино в этом формате гораздо сложнее, чем в игровом фильме с закрученным сюжетом, признался режиссёр. При том что актёрский состав без преувеличения был звёздным: Александр Балуев, Анатолий Белый, Агриппина Стеклова и другие. Но только на третий репетиции, наконец, были найдены нужные стиль и верная интонация. Весьма полезным оказался опыт сотрудничества Владимира Хотиненко с телевидением, где он в течение пяти лет вёл ток-шоу «Смотрим. Обсуждаем». Без этого, как отметил автор, снять «Наследников» было бы невозможно. Даже массовку для съёмок фильма подбирали из тех людей, которые ходят на реальные ток-шоу.

В определённой степени ключиком к пониманию метода мышления картины стали эпизоды, снятые с Александром Балуевым, который играет в «Наследниках» персонаж, условно называемый русским патриотом. В период съёмок Балуев был занят на других проектах, из-за чего даже сценарий немного пришлось изменить, устроив для героя Балуева небольшой сердечный приступ, после которого его с передачи увозит скорая.

– На площадку Александр приехал из Польши и сразу включился в работу. – вспоминает режиссёр. – Когда я на него смотрел во время съёмок, думал, всё пойдет в корзину: текста он не знал, много импровизировал, он вообще это любит. Вечером, готовясь к худшему, я просмотрел отснятый с актёром материал и… С таким чудом я ещё не сталкивался! Это была абсолютно живая речь. Именно то, что нужно.

Вместе со зрителями фильм в рижском кинотеатре смотрел священник Московской патриархии, миссионер и писатель отец Артемий (Владимиров). Он отметил, что средствами кинематографии довольно редко кому удаётся передать сердечное тепло, исходящее от человека, посвятившего себя служению Богу. В «Наследниках» это сделано блестяще. На вопрос одной из зрительниц, что, по мнению режиссёра, сегодня самое опасное в мире, он предположил, что ответы могут быть разные. Казалось бы, самый простой из них – забыли веру. По Достоевскому: бога нет, и значит, всё возможно.

– Спасёт ли мир красота? – спросили из зала.

– Столько всего уже было создано человечеством прекрасного, глубокого, важного. Произошло ли после этого что-нибудь хорошее с нашим обществом? Нет! Оглянитесь, мы сейчас с вами снова находимся в средневековье! – не без горечи сказал Хотиненко. – Значит, всё это было бессмысленно – снимать, писать, творить? Ан нет. Если бы на протяжении жизни человека культура не противостояла злу, он бы окончательно превратился в животное. Это один ответ. А второй – мой собственный, я его сформулировал сегодня утром. То, о чём говорится в фильме, предназначено не всем, но каждому в отдельности. На всех вместе это не работает. Как говорил апостол Павел, двери узкие – для одного. Это рассчитано на вызревание плодов, ведь мы все – плоды божьи, вот мы и вызреваем, каждый по-своему…